Предметные недели

Авторы: Кочнева Инна Сергеевна, Гоголева Оксана Рашитовна, Щетникова Галина Борисовна, Любезнов Геннадий Александрович, Варламова Анастасия Андреевна.
Web-квест как форма организации предметной недели в школе
с целью выявления и индивидуального сопровождения высокомотивированных школьников
      Перед современным образованием стоит задача поиска новых видов и форм организации учебной деятельности. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. С этой целью применяют проектную технологию, привлекая ресурсы сети Интернет. Но обилие информации в сети и ее качество не только не упрощают процесс работы над проектом, но и усложняют его. Одно из возможных решений данной проблемы это технология веб-квест. Веб-квест – это пример организации интерактивной образовательной среды.
        Внеурочная деятельность, наряду с уроками, – одна из главных форм организации учебно-воспитательного процесса в школе.
    В Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности уделено особое внимание как обязательной части основной образовательной программы, направленной на достижение личностных и метапредметных результатов. Наиболее эффективной формой внеклассной работы по предмету является предметная неделя, которая позволяет привлечь большое количество обучающихся с разными способностями и интересами в разнообразные виды деятельности.
      Неделя математики открывается и проводится каждый год по-разному. В качестве одной из форм организации предметной недели был выбран webквест.
Цель практики: вовлечение обучающихся в активный познавательный процесс через организацию учебных занятий на основе технологии Webквеста для выявления высокомотивированных школьников. 
Задачи практики:
  • вовлечь обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повысить их интерес к предметам физико – математического цикла;  
  • выявить высокомотивированных школьников, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению предметов физико – математического цикла;
  • интегрировать цифровые ресурсы в процесс обучения.
     Web-квест (по определению Быховского Я.С.) - это сайт в Интернет с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие web-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
     Web-квест имеет четкую структуру. Он состоит из следующих разделов: введение (вступление) - краткое описание темы web-квеста; центральное задание - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата; порядок работы и необходимые ресурсы - описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на Интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над web-квестом; оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения web-квеста, которое представляется в виде бланка оценки; заключение - краткое описание того, чему смогут научиться обучающиеся выполнив данный web-квест; использованные материалы - ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания web-квеста.
     Предметные неделя, организованные методическим объединением учителей математики, физики и информатики, были приурочена к главному событию весны 2019 года – «Физико-математическая Universiada 2019» и юбилею города Лесосибирска - «Физико-математический экспресс 2020».
    Web-квесты имеют метапредметный характер. Все задания, которые размещены на страницах web-квеста практико-ориентированной направленности, демонстрируют связь математики, физики и информатики со спортом и историей города. Ежедневно обучающиеся получали ссылку на страницы сайта с заданиями с помощью QR-кода. После чего, выполненные задания необходимо было сдать оргкомитету для проверки и подведения итогов.
     Время прохождения web-квеста: 1 неделя.
    Оборудование: компьютер, планшеты и смартфоны обучающихся, выход в сеть Интернет. Структура web-квеста: 1 страница – введение в квест; 2 страница – день истории Универсиады; 3 страница – день математики; 4 страница – день физики; 5 страница – день информатики; 6 страница – заключение (рефлексия); 6 страница - форум (обратная связь).
    В основе практики лежит системно-деятельный подход, основанный на современных образовательных технологиях, таких как проектно-исследовательская деятельность и образовательные web-квесты. Web -квест как технология обучения — это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернет.
   Представленная форма организации предметной недели помогает достичь предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, выявить высокомотивированных школьников, выстроить программу их сопровождения. Хорошо структурированный, интересно оформленный сценарий квеста инициирует рассмотрение проблем с различных точек зрения, заставляет думать, требует от участника критического мышления. У обучающихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению эффективности обучения. Участие в webквестах дает обучающимся новые знания, умение пользоваться глобальными информационными ресурсами, современными средствами телекоммуникации, новыми пакетами прикладных программ, совершенствуются навыки делового коллективного общения, совместного решения проблем.
     Для мониторинга результатов применения данной практики используется обратная связь с каждым участником web-квеста через образовательную платформу «ЯКласс», где обучающиеся прикрепляют выполненные задания в своих личных кабинетах. После завершения квеста формируется рейтинг участников и обучающиеся с наиболее высокими результатами награждаются дипломами.
     Разработка и создание web-квеста требует серьезной подготовки. Каждый квест тематический, приурочен к какой-то дате или событию. Все задания квеста разрабатываются учителями-предметниками, так как в готовом виде они практически не встречаются. Кроме этого для проведения web-квеста необходимы хорошие технические возможности.        Преимущество данной практики состоит в том, что она применима к любому школьному предмету и подходит не только для внеклассной работы, но и для организации урочной индивидуальной или групповой работы. Является одним из эффективных способов реализации деятельного подхода, так как в процессе работы над web-квестом обучающиеся выступают в роли активного субъекта жизнедеятельности, способного самостоятельно осуществлять учебную деятельность, контролировать ее, создавать итоговый продукт и оценивать его.
Публикация материалов по теме реализуемой практики
Методический сборник по материалам педчтений 2019 Г.